Дом Пастернака. Глина с запахом дыма и хлеба
Пишите, звоните


Фонд «Юрятин».
614990, г. Пермь,

ул. Букирева, 15, каб. 11

Тел.: +7 (342) 239-66-21


Дом Пастернака

(филиал Пермского краевого музея)

Пермский край,

пос. Всеволодо-Вильва,

ул. Свободы, 47.

Тел.: (34 274) 6-35-08.

Андрей Николаевич Ожиганов, 

заведующий филиалом музея —

Домом Пастернака:

+7 922 32 81 081 


Как добраться, где остановиться


По вопросам размещения

в гостинице в пос. Карьер-Известняк

(2 км от Всеволодо-Вильвы)

звоните: +7 912 987 06 55

(Руслан Волик)



По вопросам организации экскурсий

из Перми обращайтесь по телефонам:

+7 902 83 600 37 (Елена)

+7 902 83 999 86 (Иван)

e-mail


По вопросам организации экскурсий

по Дому Пастернака во Всеволодо-Вильве

обращайтесь по телефону:

+7 922 35 66 257

(Татьяна Ивановна Пастаногова,

научный сотрудник музейного комплекса)



Дом Пастернака

на facebook 


You need to upgrade your Flash Player This is replaced by the Flash content. Place your alternate content here and users without the Flash plugin or with Javascript turned off will see this.


Глина с запахом дыма и хлеба / 04 июля 2010

26 июня 2010 г. на большой поляне в Морозовском парке во Всеволодо-Вильве с утра пылали костры. Вершилось необыкновенное действо — ямный обжиг. Эта древнейшая техника обжига керамики. Потрясающее и очень редкое зрелище, которому предшествовал длительный, кропотливый процесс.

На протяжении трёх недель во Всеволодо-Вильве работала керамическая мастерская. Наталья Головкина, мастер-керамист, гончар из Кунгура, научила за это время народных художниц делать то, о чём они всегда мечтали, что было бы здесь востребованным (оригинальные солонки, например), исполнила главное желание – показала, как работать на гончарном круге.

На подготовленную почву приехали профессионалы керамического искусства Инна Рогова, Наталья Корчёмкина (Пермь) и Ольга Равинская (Москва). Они и организовали этот колоссально сложный, но удивительный по красоте декоративный обжиг.



С вечера были выкопаны три глубоких ямы для трёх различных способов: обвара, длительного дымления и короткого дымления. С 10 утра начинающие мастерицы и их опытные наставники под палящими лучами летнего солнца разжигали в ямах костры.







Для поддержания необходимой температуры в 800 градусов была израсходована целая машина дров (для сравнения: можно целую зиму топить дом). После того как ямы нагрелись, в них разложили глиняные изделия, прошедшие предварительно утильный (первый) обжиг. И в течение шести часов девушки безостановочно подкидывали в огонь поленья. Любопытные прохожие, следившие за этим трудоёмким процессом, прозвали участниц «углежогами».







Жар был такой, что в радиусе нескольких метров обжигало незащищённые одеждой участки тела. В центре этого пекла, как шаманы, колдующие над кострищем, керамистки вытаскивали железными щипцами раскалившиеся фигурки.







Из первого костра вещи, приготовленные для обвары, моментально погружали в специальный раствор – «болтушку», аппетитно пахнущую хлебом. Состав «болтушки» может быть разный. Главные компоненты: мука, дрожжи, вода. Она готовится заранее, некоторое время киснет.





Когда керамика проходит этот процесс, на глине появляются очень интересные, непредсказуемые рисунки, случайные узоры. Это очень зрелищно. Окунаясь в белую жидкость, какая-нибудь разгорячённая глиняная птица страшно шипит, дымится, брызгает кипящей пеной. Не давая остыть, её сразу опускают в воду для того, чтобы остановить процесс окисления, т.е. чтобы глина не приобрела тот цвет, который имела. Так красная глина становится чёрной, а белая остаётся белой.










Результаты получились потрясающие.







Взмыленные, изнурённые мастера в прямом смысле падали на землю, пару минут набираясь сил на прохладной траве. А потом снова и снова погружалась в этот дантов ад.
В это время к образовавшейся «кузнице Гефеста» стягивались местные жители. Не все оценили спонтанную природную красоту уже готовых фигурок. Не понимали, зачем изделия делать чёрными, обугленными.





В это время, в яме доходила до готовности керамика, предназначенная для техники быстрого дымления. Выловленные из углей тарелки раз за разом, как песочное тесто, крошились и ломались. 

Из огня изделия с огромной скоростью укладывались в приготовленные ямы с опилками и ветками пихты, быстро накрывались железом, сверху присыпали землёй, чтобы ни одна шаловливая струйка дыма не выскользнула из зарытой ямы.

Главное действие невидимо, оно происходит под землёй. Дым вытесняет кислород и начинается восстановление металлов, например, проявляется медь. К сожалению, многие фигурки треснули ещё до того, как их заложили в «земляную печь».

Керамику, подготовленную для обжига способом длительного дымления, засыпали опилом и оставили «томиться» в ямах до утра.

После этого начался концерт «Белые ночи во Всеволодо-Вильве». Его открывал гостеприимный «хлеб-соль» для дорогих гостей.

С приветственным словом выступил Александр Шицин, глава Александровского муниципального района, Руслан Волик, глава Всеволодо-Вильвенского городского поселения, Владимир Абашев, директор пермского общественного фонда культуры «Юрятин».

После выступления народного хора из Александровска на площадке в Морозовском парке под незнакомые звуки африканских и австралийских инструментов «зажигала» группа «ЯроС».

На следующее утро начались «археологические раскопки» зарытых с вечера черепков. Специалисты констатировали – всё получилось: металлы восстановились, медь видна. Это самый щадящий режим, так как изделие остывает медленно.

После тщательного мытья готовая к демонстрации продукция, как и другие работы, выполненные во время арт-резиденции, были представлены на выставке «Сделано во Всеволодо-Вильве», открывшейся 27 июня в Доме Пастернака.

Ровно год назад закончилась первая резиденция. Как мощно выросли в своём мастерстве народные художницы! С помощью своих учителей: Наташи Головкиной, Инны Роговой, Натальи Корчёмкиной, Ольги Равинской они создали как для любителей эстетики эксклюзивные вещи, красоту которых не сразу уловишь, так и для самого простого человека изделия массового потребления – вазочки с завораживающими цветами, солонки, горшочки. И всё это качественно и высокопрофессионально. В подтверждение – первые покупатели.


12 июля 2010 г. под названием «Стихия огня» выставка керамики откроется в Перми в магазине «Золотая роза». Думаю, что к этому времени ещё не успеет выветриться из изделий неповторимый запах дыма и хлеба.


Анастасия Котельникова

к списку новостей

Архив новостей: