Дом Пастернака. К 290-летию Перми
Пишите, звоните


Фонд «Юрятин».
614990, г. Пермь,

ул. Букирева, 15, каб. 11

Тел.: +7 (342) 239-66-21


Дом Пастернака

(филиал Пермского краевого музея)

Пермский край,

пос. Всеволодо-Вильва,

ул. Свободы, 47.

Тел.: (34 274) 6-35-08.

Андрей Николаевич Ожиганов, 

заведующий филиалом музея —

Домом Пастернака:

+7 922 32 81 081 


Как добраться, где остановиться


По вопросам размещения

в гостинице в пос. Карьер-Известняк

(2 км от Всеволодо-Вильвы)

звоните: +7 912 987 06 55

(Руслан Волик)



По вопросам организации экскурсий

из Перми обращайтесь по телефонам:

+7 902 83 600 37 (Елена)

+7 902 83 999 86 (Иван)

e-mail


По вопросам организации экскурсий

по Дому Пастернака во Всеволодо-Вильве

обращайтесь по телефону:

+7 922 35 66 257

(Татьяна Ивановна Пастаногова,

научный сотрудник музейного комплекса)



Дом Пастернака

на facebook 


You need to upgrade your Flash Player This is replaced by the Flash content. Place your alternate content here and users without the Flash plugin or with Javascript turned off will see this.

К 290-летию Перми


Губернская летопись

Праздник Рождества. Новый год. Два слова о нынешних эклектичных модах. 2-й музыкально-литературный вечер 4-го января в пользу бедных художников Пермской губернии, находящихся в Императорской Академии художеств. Необходимость редакции «Губернских ведомостей» иметь корреспондентов в городах и уездах Пермской губернии.

Праздник Рождества, не только вообще в нашей благословенной России, но и в остальных странах почти всей Западной Европы празднуется с особенной изысканностью и сопровождается более или менее разными обрядами и увеселеньями. Конечно, такое историческое значение святок и святочных обыкновений перешли к нам от язычников, которые в Западной Европе около этого года торжествовали праздник Солнца (июль), а у нас, в России, совершали в честь бога Коляды, или в честь календ, Вота (языческое празднование Пану), Врумалии (то есть празднование языческому божеству – Вакху) и т. п. народных сборищ в первый день марта месяца.

17

Время святок везде составляет самую прозаическую, и отчасти поэтическую, принадлежность общественной жизни. Сколько разнообразных и разнохарактерных приготовлений к встрече самого праздника Рождества, сколько энергической деятельности ума и опытности изощряется по этому вожделенному случаю, сколько чествований игрищами, утратившими свое древнее религиозное значение и т. д.

Итак, празднование святок у нас имеет почти общий тип губернских городов нашего Отечества и отличается только в некоторых кружках сдержанностью финансовых соображений, если можно так назвать отсутствие безденежья, или экономическое стремление к расчетливости. Гадание, ворожба, наряжание и прочие святочные забавы и увеселения, свойственные вообще человеческой натуре, остаются еще доселе преобладающим элементом. Вечерки с песнями: “Уж я золото хороню”, “Венчик мой веночик”, “Вкруг столба ли я хожу”, “А мы просо сеяли, сеяли”, “Пошел рубль, пошел рублячик гулять”, “Жил-был курилка, жил-был мурылка”, и т. д., с вакханальными пиршествами, яствами и т. п. чествованиями, составляют также не малые заботы и приготовления к этим праздникам в кругу среднего чиновного, купеческого, мещанского и других сословий. Лавки всех родов наполняются покупателями, магазины оживляются от необыкновенной деятельности и т. д.

День Нового года как всюду, так и у нас сопровождается неутомимым деланием визитов, как de officio и ex officio, всюду едут и снуют экипажи всех родов, то с пассажирами в касках, то треуголках, то шляпах, чтобы встретившись со знакомым крепче пожать ему руку, пожелать всех земных благ и поздравить его с новым годом. Что же пожелать для этого дня моим землякам, как не новой энергии, новой бодрости духа в деле нравственного самообразования, нового счастья и самосознания, чтобы деяния каждого из нас лежали на совести и отозвались тем, что сказал, то и сделал! За тем читателям уже известно из прошлого выпуска нашей газеты, что здешнее общество встретило Новый год с семействами в залах Собрания, составя, таким образом, одно общее семейство. Этот обычай недавнего времени сливаться воедино имеет свою характеричную сторону и едва ли не достойно внимания подобным малочисленным обществам, как нашим. Здесь слабые струны эгоистической жизни примиряются с равенством и каждый член Собрания, делаясь вместе с тем членом общества, имеет свои одинаковые, неотъемлемые права. Все одинаково равны, нет различий в состоянии, или тому подобных сословных предрассудков, ставящих иногда преграду поговорить с человеком, с которым или служебная деятельность, или какие либо другие непредвидимые причины, препятствуют иногда, или оставаться холодным зрителем мятежной суеты мирской… Накануне нового года и 2-го числа по случаю бала в залах пермского Благородного собрания общество было, можно сказать, одушевленное и непринужденное: представьте себе прекрасно освещенную длинную залу с двумя боковыми комнатами, наполненными гостями всех возрастов от мала до велика и усердно то трактующими о предстоящих увеселениях, то ангажирующими на которую-нибудь contredance, польку, вальс, то по мановению волшебного жезла немца-капельмейстера пустившимися в вихрь танцев, и т. д. и ваше воображение скажет вам, что и мы умеем пользоваться и временем, и случаем, а равно и не прочь от того, чтобы жить действительностью.

Кстати поговорить и о нынешних эклектичных модах. Нет сомнения, что мы далеки от того, чтобы наш прекрасный пол согласился разделять мнение об эклектичных модах в том самом смысле, в каком научает нас «Северная пчела» (№ 286, 1861) при определении этого новомодного слова, а именно: быть эклектическим в нарядах значит не иметь определенной системы, положительного мнения, стойкого убеждения; быть эклектическим значит принимать одновременно самые разнородные предметы, самые противоречивые вкусы, то есть любить, в одно и то же время, изящное и безобразное, истинное и ложное, красивое и ужасное, и потому можно сказать, что это здесь едва ли мыслимо, или осуществимо. Противоречащий всякому здравому рассудку контраст соединенных в эклектическом, поражает и изумляет своей пародией на моды. Право эклектизма все оспаривать может оставаться преобладающим в туманной философии известного ученого Пуатвена в “Dictionnaire la langue française, glossaire raisonné par M. P. Poitevin, и его богатой вымыслами стране, но не в нашем своеобразном климате. Наш девиз я понимаю так, любить, в одно и то же время, красоту и истину, и, следовательно, изощрение специалистов, или модисток, по части нарядов в придумывании удивительных мод, не соответствующих вкусу публики, ложны в своих основаниях и не применимы к делу. В изящной простоте наших дамских, как бальных, так равно и обыкновенных нарядах, мы не редко видели самые богатые матери наших и иностранных фабрикантов, и потому крестовые походы против эклектического в царстве мод, должно полагать, кончится не зелом (3).

…В свою очередь скажем и мы: нельзя не чувствовать полной радости, делая безусловно всякое добро и в какой бы то ни было форме, отрадно верить, что все поступки и действия наши устремляются на пользу ближнего, что вещественные и невещественные таланты не скрываются втуне, подобно таланту раба евангельского, а приносятся на служение благу общему, и что благонамеренный труд привлекает должное к себе внимание. А кому не понятно, насколько внимание к труду оживляет усердие к делу и вызывает признательность каждого благородного сердца.

Вот именно те начала, на которых устроено и настоящее наше второе собрание. Мы позволяем себе думать, что если велико тайное благотворение отдельных личностей, то и единодушное собрание целого общества, обусловленное святой идеей – блага ближнего – не менее велико и прекрасно. Следовательно, какие бы ни были случайные его последствия, мы упрекнуть себя за это не решимся.

За тем А. И. Де-Веллий прочитала стихотворение Розенгейма «Желание», Н. А. Герасимов пропел романс «Убежище», слова из Гейне, музыка Н. А. Герасимова; во 2-м же отделении г. Герасимов пропел романс из оперы Elisir d’amore «Una furtiva lacrima».

Девица З. Н. Герасимова и В. А. Болтерман исполнили в 4 руки на фортепиано увертюру из Фрейшютца.

М. П. Гирст прочитала стихи «Небо».

И. П. Лейман прочитал извлечение из д-ра Кона «Роза», ботанический очерк.

Е. И. Пономарева пропела романс «Птичка».

Ф. Ф. Гирст пропел следующие 2 романса: «Прости», Пауфлера, и «Хуторок», (музыка Климовского) и балладу: «Лесной Царь» Шуберта, с акомпаниментом на фортепиано.

О. Д. Клопова и В. Д. Белов исполнили на фортепиано пьесу из оперы «Жизнь за царя».

Талантливый же капельмейстер нашего оркестра И. А. Горн сыграл на скрипке «Думку», с аккомпанементом на фортепиано. В заключение же хор из гг. гимназистов, и других участвовавших в составление вечера лиц, пропели для finala наш любимый народный гимн «Боже, Царя храни!»

О самом исполнении мы не говорим, потому что неоднократно слышали самые лестные отзывы и вполне убеждены в этой истине.

В заключение этой статьи выразим основную и последнюю необходимость редакции наших «Губернских ведомостей». Польза местных изданий в настоящее время признанная всеми, несомненна и неоспорима, потому что такое издание может представлять собою бесконечный рудник с неисчерпаемой добычей драгоценных металлов, и потому еще, что высокая заслуга его будет состоять в двойной пользе: для края и для общества, пользу из знаний и способностей людей, посвятивших свою деятельность на специальное изучение предметов, обративших их на поприще более обширное и более видное. Известно также, что каждое благое предприятие, признанное общим голосом благим, имеет всегда десятки и сотни особого рода доброжелателей, число которых увеличивается соразмерно успеху предприятия, и потому, да будем мы надеяться, что эти благонамеренные и бескорыстные судьи будут ценителями предпринятых местными редакциями трудов к улучшению вообще «Губернских ведомостей». В основании цели и изданий «Губернских ведомостей» лежит обязанность сообщать все интересное местному обществу, и потому с желанием расширить круг деятельности местных редакций, будем и мы надеяться, что и общество будет вспомоществовать своими посильными трудами или пожертвованиями на пользу этих изданий и сбросить уже с себя обычай быть равнодушным зрителем окружающего нас мира. Недостаток корреспондентов и сотрудников, который все эти издания в настоящее время сильно ощущают, весьма рельефно выдвигается в ряду современных вопросов, и потому теперь более, чем когда-либо, настала пора появиться корреспондентам и сотрудникам для того, чтобы разоблачать слух, иногда совершенно несправедливый, или известие, переданное совершенно ложно от действительно-фактического. Сколько разнообразных предметов, достойных описания, сколько известий, приятных для сердца каждого, горячо сочувствующего прогрессивному перевороту, остаются незаметными и неизвестными! Одному человеку знать все, что делается за несколько сотен верст, вещь невозможная. Вот pia desideria нашей редакции, и да будет это не «гласом вопиющего в пустыне».

С-л Летописцев

Пермские губернские ведомости. 1862. 12 янв. С. 16-26.

вернуться в каталог