Дом Пастернака. СТРАНИЦЫ пермской периодики к.19.- н.20 в.
Пишите, звоните


Фонд «Юрятин».
614990, г. Пермь,

ул. Букирева, 15, каб. 11

Тел.: +7 (342) 239-66-21


Дом Пастернака

(филиал Пермского краевого музея)

Пермский край,

пос. Всеволодо-Вильва,

ул. Свободы, 47.

Тел.: (34 274) 6-35-08.

Андрей Николаевич Ожиганов, 

заведующий филиалом музея —

Домом Пастернака:

+7 922 32 81 081 


Как добраться, где остановиться


По вопросам размещения

в гостинице в пос. Карьер-Известняк

(2 км от Всеволодо-Вильвы)

звоните: +7 912 987 06 55

(Руслан Волик)



По вопросам организации экскурсий

из Перми обращайтесь по телефонам:

+7 902 83 600 37 (Елена)

+7 902 83 999 86 (Иван)

e-mail


По вопросам организации экскурсий

по Дому Пастернака во Всеволодо-Вильве

обращайтесь по телефону:

+7 922 35 66 257

(Татьяна Ивановна Пастаногова,

научный сотрудник музейного комплекса)



Дом Пастернака

на facebook 


You need to upgrade your Flash Player This is replaced by the Flash content. Place your alternate content here and users without the Flash plugin or with Javascript turned off will see this.

СТРАНИЦЫ пермской периодики к.19.- н.20 в.


Шестаков Я. Глухие уголки Пермской губернии // ПГВ. 23 сентября 1899 г.


В Пермской губернии есть еще довольно много глухих уголков, к числу которых, в виду отдаленности от уездного города Соликамска 200 в., реки Камы – 100 в. и г. Перми – 180 в., должен быть отвесен инвенский инородческий край, с его примитивными путями сообщения. Население этого края, затерявшегося среди лесов и болот, самою природою поставлено в невозможность сообщаться с более центральными местностями и присуждено в сношениях своих с соседями ограничиваться крайне тесным районом. Предоставленное самому себе, оно все еще хранит старые обычаи, песни, предания, легенды и различные суеверия, а так же и вещественные памятники страны. Все сообщения о инвенских пермяках были лишь результатом случайного наблюдения, да и у многих хватит мужества прожить в этом некультурном крае более или менее продолжительный период времени. Между тем край этот – чрезвычайно интересный для любознательного исследователя-этнографа, а потому весьма важно собрать и записать драгоценный этнографический материал, накопленный в пермяцких глухих уголках, пока он не утратился бесследно под влиянием новых условий жизни. Условия же жизни мало по малу изменяются, жизнь идет вперед, население растет, не далеко прошла пермь-котл. жел. дорога, намечаются почтовые станции и поговаривают о телеграфе, а в настоящее время производится нивелировка для проведения земского почтового тракта и, быть может, наша глушь перестанет быть глушью.

На первый раз мы помещаем описание одного из самых глухих уголков пермяцкого края – села В.-Инвенского. Село Верх-Инвенское находится при впадении речки Вижайки в реку Иньву, от уездного города в 209 верстах. Расположено село на открытой возвышенной местности, окруженной с трех сторон речкою Иньвою, по берегам которой сплошная масса лесу; в селе находится: ветхая деревянная православная церковь, построенная в 1769 году, волостное правление, земское училище, земская почтовая станция, казенная винная, одна мануфактурная и две торговых мелочных лавки. Годовые торжки в селе бывают: 2 февраля, 23 апреля, 1 октября и 26 ноября. Здесь же находится мукомольная мельница, принадлежащая графу Строганову. Жители села пермяки-инородцы, главное занятие их земледелие, подзаводские работы в Кувинском заводе и заготовка лесов для лесопромышленников, сплавляющих лес по Иньве. По переписи князя Гагарина в 1715 году, Верх-Инвенское село называлось Георгиевским над Иньвою, тогда как в переписи Цезарева, бывшей в 1700 году этого села еще не упоминаются, следовательно, первая церковь в селе сооружена между 1700 и 1715 годами.

За ветхостью первой церкви был построен новый храм, на что было дано разрешение вятским епархиальным начальством. Грамота на построение нового храма гласит:

Копия

«Божией милостью Смиренный Амвросией епископ вятский и великопермский.

По благодати дару и власти всесвятого превоначального духа данный нам от самого великого архиерея господа Бога испаса нашего Иисуса Христа чрез святые исвещенные его апосталы и их наместники и приемники. Слушали мы присланное нам в вятскую Духовную консисторию сего 796 года августа 8-го дня из соликамского духовного правления доношение коим прошено дозволения построить в селе верх-инвенском вместо обветшавшей деревянной вновь деревянную ж на каменном фундаменте в проименование сретения господня с приделом святого великомученика Георгия церковь. Благословили оную вновь деревянную на каменном фундаменте или для лучшей прочности и Благолепия всю каменную церковь в проименование сретения господня с приделом во имя Святого великомученика Георгия, для зимнего времени заложа по церковному чиноположению на восток строить и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным Благолепием как святые правила и церковные уставы повелевают, святой же престол уготовить по указу святейшего правительствующего Синода 1734 года октября 13-го дня в вышину аршина шести вершков и содеяную в длину аршина осьми вершков в ширину аршина четырех вершков и когда та церковь всем принадлежащим строением и украшением в совершенство приведена будет тогда освещение онои просит нас особым доношением, дана сия храмозданная грамота с приложением нашей архиерейшой печати в богоспасаемом граде вятке при нашем архиерейшем доме 1796 – го года октября в 6 день. Подлинной храмозданной грамоты приложена печать красная на узкой алой ленте. С подлинной сверял Иерей Григорий Зубков.»


Итак село Верх-Инвенское существовало в XVIII веке. Название свое носит по реке Иньве («инь» - женщина и «ва» - вода), в верховьях которой она находится.

Достопримечательности местного храма: сосуд с дискосом семисотых годов, резная икона св. Николая и холщевая риза грубой работы.

Население Верх-Инвенского прихода хранит в памяти своей много суеверий, заговоров и песен. Собранные со слов обитателей этого захолустья образцы этих произведений народного творчества приводим ниже.

В большом ходу у инвенских пермяков распространен обычай «чер-эшванит».

«Чер-эшвант» - значит топоровешание, помощью которого суеверные пермяки стараются узнать, как избавиться от той или иной болезни. Женщины, занимающиеся сим делом, называются знахарками – «чер-эшванвицами». Гадание это происходит таким образом. Пермяк берет челпан (каравай) хлеба, в узелок щепотку хмелю с небольшим кусочком воска и отправляется к знахарке; он объясняет ей сам ли он болен и где. Захарка кладет хлеб и узелок на божницу и если посетитель издалека, тотчас же принимается за дело. Помолясь Богу, она беретс божницы узел, вывязывает хмель и воск и кладет все это в печь, на горячую загнету, а сама с топором, садится на лавку, повесив топор на гайтан или шнурок на перевес, как безмен, а потом называет имена святых и наблюдает, при имени какого святого топор выйдет из равновесия. При колебании топора чер-эшваиница кладет его на лавку подле печи и, посмотрев на хмель и воск, с набожностью объявляет посетителю как может быть получено желаемое. Смотря по своей находчивости она советует: 1) самому больному или его родственнику сходить в церковь или часовню того святого, при имени коего топор потерял равновесие, где отслужить молебен за здоровье больного, или панихиду по умершим, или поставить тому святому свечку в рост или часть роста больного, или в один, в два круга около головы, или в длину ноги, головы и проч., смотря по тому, весь ли человек болен, болит ли только у него голова, руки, ноги и проч.; 2) не ходя в церковь или часовню, позвать в день полученного святого на обед всех своих родственников для повиновения усопших. В заключении знахарка говорит: «Святой (такой-то) нашел тебя» т.е. принял под свое покровительство, «только исполни, чего объявляет». Наставления знахарки большею частью исполняются немедленно; слова чер-эшванниц для пермяка священны. Нам случалось наблюдать, что в кудымкарскую церковь приходят исполнять чер-эшванные обеты за сотни верст, напр. Из косинской волости чердынского уезда. Чер-эшванные свечи ставятся только в престольные праздники. Эти свечи сейчас можно отличить от обыкновенных, - чер-эшванные свечи свиваются веревкой.

Из заговоров можно отметить следующее.


На присуху.

Встану я раб Божий (имя рек) не перекрестясь, пойду не благославясь не из дверей в двери, не из ворот в ворота, не на южную, не на северную, не на восточную сторону, не под светел месяц, не под частые звезды, не под красное солнышко, не по торной дороге, не полями, не лугами, а дремучими лесами и выйду я в чистое поле, в этом поле есть крутая гора, на этой горе стоит проклятое дерево горькая осина, пойду я к той крутой горе, к проклятому дереву – горькой, стану я на левую ногу, повернусь – обернусь тридевять раз, свисну по-молодецки, крикну по-богатырски: приходите ко мне все двенадцать ветров, все двенадцать вихрей; пускаю я, раб Божий (имя рек) вас всех двенадцать ветров, все двенадцать вихрев, унесите вы ветры и вихри тоску-тоскушну, сухоту – сухотушну в рабу Божию (имя рек) прямо в ее ретивое сердце, в ее алую кровь, в белые зубы, алые губы, румяные щеки, русые волосы, в ясные очи, в семьдесят семь жил, семьдесят семь суставов, семьдесят семь костей, чтобы она раба Божья (имя рек) обо мне рабе Божьем (имя рек) тосковала и горевала, за каждый час вспоминала, как белая лебедка не может жить без лебедя, клыкчет, также бы и она, раба Божия (имя рек), не могла жить без меня ни единой недели, ни единого дня, ни единого часу. Слова мои крепки и лепки, крепче камня и булата. Кровь моя на камень, а не на кирпич; ключ – мой язык, слова мои на небе, замок – мой рот, замки в мор; когда ключи с неба выпадут, тогда замки выпадут тридевяти. Аминь.


На лесовню.

Стану я раб Божий (имя рек) перекрестясь, пойду благославясь из дверей в двери, из ворот в ворота, в темные леса, где водится всякий зверь, и всякая птица, куница, лисица, белка и норка, волки и рыси и бурые медведи, глухаря и рябки. Помолюсь я, поклонюсь святителю Николаю Чудотворцу: Николай Чудотворец пошли на мою ловушку мерлушку, чтоб моей ловушки никакой зверь не мог обойти, ни мимо пройти, а шли бы прямо по той дорожке, на которой моя ловушка. Св. Никола Чудотворец помолюся я тебе: Сохрани мои ловушки от всякого недоброго человека, моей дорогой идущего, или мимо проходящего. Ключ – мой язык, замок – мой рот. Аминь.


На рыбную ловлю.

Стану я раб Божий (имя рек) перекрестясь, пойду благославясь из дверей в двери, из ворот в ворота, на быструю рыбную реченьку. Стану я кидать свои ловушки и помолюсь – покорюсь св. апостолам Петру Павлу; св. апостолы Петр и Павел помогите, пособите мне рабу Божию (имя рек) сети закидайте и рыбу всякую загоните, чтоб сети мои стояли как тын железный, тын булатный, чтобы рыбка ни одна через них не переплыла и перескочила, и не обошла, а прямо бы шла в мою ловушку. Слова мои крепки и лепки, крепче камня булата, также и моя ловушка крепка и лепка, ни одну рыбку не отпускает. Ключи у апостола Петра, а замки у апостола Павла. Аминь.


Кровь заговаривать.

Свят дух, аминь. Ключи, замки, на море-океане, на острове Буяне, на том острове есть камень, на том камне сидит птица – красная девица, шьет она и расшивает, кровавые раны зашивает, я раб Божий (имя рек) кровь из раны выходить запрещаю, как небо и земля укрепляется, также и кровь укрепись. Кровь на камень, а не на кирпич. Слова мои крепки и лепки, крепче камня булата. Аминь.


От Ноктя.

Стану я раб Божий (имя рек) во храме Божьем помолюсь и поклонюсь: Спаси Спаситель, Никола Чудотворец, Георгий храбрый, Михайло Архангел, семьдесят семь апостолов, помолюсь я вам, раб

вернуться в каталог