Дом Пастернака. ПИСАТЕЛИ О ПЕРМИ: литературные публикации 18-19 вв.
Пишите, звоните


Фонд «Юрятин».
614990, г. Пермь,

ул. Букирева, 15, каб. 11

Тел.: +7 (342) 239-66-21


Дом Пастернака

(филиал Пермского краевого музея)

Пермский край,

пос. Всеволодо-Вильва,

ул. Свободы, 47.

Тел.: (34 274) 6-35-08.

Андрей Николаевич Ожиганов, 

заведующий филиалом музея —

Домом Пастернака:

+7 922 32 81 081 


Как добраться, где остановиться


По вопросам размещения

в гостинице в пос. Карьер-Известняк

(2 км от Всеволодо-Вильвы)

звоните: +7 912 987 06 55

(Руслан Волик)



По вопросам организации экскурсий

из Перми обращайтесь по телефонам:

+7 902 83 600 37 (Елена)

+7 902 83 999 86 (Иван)

e-mail


По вопросам организации экскурсий

по Дому Пастернака во Всеволодо-Вильве

обращайтесь по телефону:

+7 922 35 66 257

(Татьяна Ивановна Пастаногова,

научный сотрудник музейного комплекса)



Дом Пастернака

на facebook 


You need to upgrade your Flash Player This is replaced by the Flash content. Place your alternate content here and users without the Flash plugin or with Javascript turned off will see this.

ПИСАТЕЛИ О ПЕРМИ: литературные публикации 18-19 вв.


Латкин В. О зырянах // Журнал Министерства государственных имуществ. 1845. Ч. 15. Смесь. С. 1-5.


Стр.1

О происхождении зырян много писали, и нет сомнения, что они принадлежат к финскому племени, населявшему всю северо-восточную часть Европейской России.

Зыряне называют себя на своем языке коми, и населяют теперь часть Пермской, Вологодской, Вятской и Архангельской губерний; в последних двух их очень немного. Слово комиморт, то есть зырянин-человек, дает многим повод думать, что они с берегов Камы; это, впрочем, доказывается еще и тем, что зыряне Усть-Сысольского уезда, сторону, где находится город Чердынь называют Ком-му**, то есть земля коминов. Название же зырянин едва ли не произошло от слова зырэдэм, зырэдысны, что означает вытесненный. Может быть зыряне, в глубокой древности, в самом деле были вытеснены другими племенами из своей родины или по каким-либо обстоятельствам должны были ее оставить и переселиться на берег Печоры, Вычегды, Сысолы; и потому соседи могли их называть зырэдэм-ез, то есть оттесненные люди. Это название могло измениться, особенно на русском языке, в зыряне. Должно заметить, что пермских зырян называют пермяками. Может быть, на берегах Вычегды и Сысолы в старину жили другие племена, но они, вероятно, будучи малочисленнее, слились с пришельцами и составили один народ. Предание о чуди, следы укреплен-

*Из дневника Г. Латкина, см. Ж.М.Г.И. 1744 г., №4 от IV, стр. 30. Ред.

** Земля, или сторона – по-зыряновски «му»; так говорится о русской земле: Рочь-му

Стр.2

ных городков, заметные еще в Усть-Сысольском уезде, дают повод думать о существовании здесь этого племени.

Вотяки, обитающие в Пермской и Вятской губерниях, по обычаям и языку имеют большую сходство с зырянами. По моему мнению, вотяки по происхождению самая близкая родня зырянам.

Лепехин по время своего путешествия заметил в селе Объяевском Усть- Сысольского уезда в день пророка Илии обряд в роде жертвоприношения, в этот праздник зыряне собирались в село, приводили быка и закалывали его, ели. В день же святого Прокопия также приносили барана. Лепехин полагает, что это остатки древних языческих жертвоприношений, весьма сходны жертвоприношениями мордвы и чувашей. Подобные приношения делаются и теперь, во многих местах между зырянами. Иногда собирают муку и солод, и варят пиво; это называется молитны, от русского слова молиться.

Название пермяков тоже едва ли еще объяснено. Академик Лепехин слышал старинную сказу о богатыре, которого звали Перя; он жил на Каме в 50 верстах от села Гойна; молва о нем дошла будто бы до Москвы, куда требовали его, и где он удивил всех необыкновенною силою, царь одарил его, дал ему жалованную грамоту и отпустил на родину.

Должно думать, что в древние времена по всей Вычегде, жили одни зыряне, и Соль-Вычегодск был главным городом этого народа, а Яренск – вторым. Принявшие же крещение зыряне считались в числе русских, и, постепенно смешиваясь с ними, забыли свой язык.

Если в пределах нынешней Вятской губернии была земля вотяков, и название реки Вятки произошло от имени этого народа, то нет сомнений, что название Камы произошло от народа, именовавшегося коми; ныне есть еще остатки этого народа: пермяки, коих главным городом был Чердынь. Что зыряне и пермяки один народ, в том нет ни малейшего сомнения, а, судя по пространству занимаемой ими земли, должно предполагать, что они были народ довольно многочисленный и притом промышленный. В доказательство чему я приведу факты.

Есть предание, что во время обращения в христианство, многие ревностные зырянские язычники закапывали себя в

Стр.3

землю; другие ушли в Сибирь, это доказывается сходством сибирских вогуличей и остяков по обычаям и языку с пермяками и сохранившимся между первыми преданием, что они пришельцы в этом краю и что родная их земля пермов*. Впоследствии, при переселении значительной массы народа, сторона, омываемая реками Печорой, Вычегдой, Сысолою и Вымью, вероятно тогда несколько опустела и до сих пор еще не населилась.

Зыряне были исстари отличными звероловами, чем способствовали обширные леса, наполненные зверями разного рода; издавна они ходили за промыслами в край За-Уральский. И приносили оттуда драгоценные шкуры: бобров, соболей, лисиц, выдр, куниц, рысей и других. Идолам своим они приносили в жертву часть наловленных зверей, которых насаживали на деревья, об этом сохранилось еще предание между зырянами. Святой Стефан, как идолов, так и жертв, принесенных ему язычниками, предавал пламени.

В словопрении со святым Стефаном главный кудесник зырян Пан говорил, что боги их были главными поборниками в ловле, что дорогими шкурами зверей ими (коминами) наловленных, хвалятся московские бояре, одеваясь ими, посылая их в Орду, в Царьград, к немцам, в Литву и другие дальние места.

Из жития Святого Стефана видно, что он много находил у зырянских язычников, золота и серебра, пожертвованного идолам, так что опасаясь, чтоб ученики его не вовлеклись в любостяжание, принужден был строго воспретить брать что-либо идоложертвенное; кроме того, есть сведения, что в Перми в старину сжигали тела умерших, и пепел высыпали в золотые и серебряные урны, оставляя их на кладбище**; а это служит доказательством, что жители Перми изобиловали дорогими металлами, и богатство свое приобрели или от своих звериных промыслов, или принимая участие в торговле болгаров, проходивших через их земли. Есть предание, что где-то в этой стороне было торговое место, куда с одной стороны приезжали датчане, шведы и норвежцы, а с другой стороны - болгары и производили размен индийских товаров греческих, персидских на европейские

* Миллер, в описании обычаев остяков

** Пут. Лепехина VI часть в статье о зырянах

Стр. 4

и туземные (*). Если не на устьях Двины и Печоры находилось это торжище, то вероятно где-нибудь в вершинах реки Вычегды или Сысолы, то есть на тех пунктах, где оканчивался судоходный путь (**) и проходил сухопутный. Есть сказка, которую новгородцы слышали в Югории, что югры, идя далеко к востоку, дошли до превысоких гор, через которые не было пути, но слышали великий стук, доходящий к ним из-за горы, он происходил от того, что люди загорные прорубали каменную стену хребта и успели сделать небольшое отверстие, сквозь которое подавали им шкуры дорогих зверей, вразмен за железные вещи; но, что путь к этой горе непроходим зимой по глубоким снежным сугробам и летом по топким широким болотам. Вероятно, звероловы этих басней пытались скрыть богатства своих промыслов за каменным хребтом Урала.

Великий князь Иоанн Васильевич III, покоряя народ Пермский в 1472 году, послал туда князя Пестрого, который близ городка Изкора (***) разбил рать пермскую и пленил воевод их: Кача, Гурмата, Мачкана и Зыряна; это не были ли отдельные князьки, управляющие разными племенами зырян?

Главными городами Перми тогда были два: Урус и Чердынь. Скажу несколько слов о характере зырян, они очень хлебосольны, в этом отношении они настоящие славяне. Немногие решаются взять с проезжающего за хлеб-соль, а уж подавно за ночлег; они известны честностью; так писали о них все, кто когда-нибудь сказал хоть два слова о зырянах, - и справедливо. Еще недавно они начали железными замками запирать амбары со своими имуществами, воровство было чуждо даже в предпоследнем поколении; уходя на полевые работы, они оставляли дома запертыми только особого рода запором, чтобы в избу не вошли животные; также в лесах я никогда не слыхал, чтоб кто-нибудь решился воспользоваться чужим промыслом, оставляемым обыкновенно близ зимовьев; в последнее время особенно в годы неурожая вкрались и начали развиваться у них некоторые пороки. Неурожай, продолжавшийся сряду несколько лет, лишили их

(*) Пут. Лепехина, часть IV

(**) «Это не на мылве ли Печорской, где есть место, называемое торговищем?»

(***) Вероятно Изкар, что значит каменный город, где ныне село и еще заметны следы земляных укреплений.

Стр.5

всех прежних запасов; цена на хлеб возвысилась неслыханно; платили больше двух рублей за пуд, но беда всегда ведет другую беду. В эти же годы погода не благоприятствовала урожаю еловых и сосновых шишек, главнейшего продовольствия белки. И она обыкновенно переселялась туда, где надеялась найти избыток в пропитании, а потому в эти годы и звероловная промышленность не доставляла им даже на необходимое. Там нет местных работ, а потому крестьянину добыть копейку очень трудно, но, слава богу, пора эта миновала, порядочные урожаи хлеба обеспечили продовольствием бедных зырян, удачные промыслы начали заглаживать потери в прошедшем и сторона При-Уральская начала оживать. Если б здесь была работы, то тысячи свободных рук занялись бы ими; работы были бы благодеянием для всего народонаселения в Устьсысольском, Яренском, Мезенском и частью Чердынском уездах; эти тысячи рук произвели бы многое, и благоденствие проникло бы в отдаленный край, негостеприимный по климату; природных богатств здесь немало, силы производительной достаточно; только одного нет, но самого главного – капитала; он произвел бы здесь благотворное влияние и доставлял бы здесь общую выгоду.

В. Латкин.



Материалы подготовлены к публикации при поддержке гранта РГНФ 13-14-59010 «Формирование уральского дискурса в российской периодике XIX века»

вернуться в каталог